Негативное отношение к нему выразила в разной форме подавляющая часть населения. Были инициированы попытки проведения референдума, которого подобное судьбоносное решение, безусловно, заслуживало.
Различными политтехнологическими ухищрениями вопрос о референдуме власти удалось фактически похоронить.
Мера, затрагивающая большую часть населения, была принята без всякого публичного обсуждения не только с гражданами, но даже с экспертным сообществом. Оно свелось к куцым парламентским слушаниям в Госдуме, на которых сами депутаты, судя по фоторепортажам, откровенно скучали.
В этой связи во весь рост встаёт вопрос контроля общества над властью. Опыт многих стран показывает, что только в государствах со сменяемостью власти на свободных выборах и другими активными формами контроля граждан над властью обеспечены устойчивый экономический рост, процветание и повышение уровня жизни. Современная история не знает примеров долговременного успеха стран с тоталитарным и диктаторским режимами.
В этой связи во весь рост встаёт вопрос контроля общества над властью. Опыт многих стран показывает, что только в государствах со сменяемостью власти на свободных выборах и другими активными формами контроля граждан над властью обеспечены устойчивый экономический рост, процветание и повышение уровня жизни. Современная история не знает примеров долговременного успеха стран с тоталитарным и диктаторским режимами.
Формы этого контроля различны. Так, в Швейцарии референдумы проводятся почти по любому поводу и от уровня коммун до общенационального.
Но во всех демократических странах реализованы некоторые общие принципы — сменяемость власти, разделение властей, свобода слова, равные, честные выборы, независимая судебная система, широкие права местного самоуправления и др.
Увы, в России в последние годы скорее произошёл откат от ранее завоёванных позиций. Да, в 90-е и в начале нулевых общественный контроль был далеко не идеальным и нуждался в развитии, но его элементы были. А что мы имеем сейчас? Российские выборы — с их разнообразными фильтрами, использованием административного ресурса и прямыми фальсификациями — может назвать свободными, равными и честными только закоренелый оптимист и ещё по должности — член ЦИК.
Увы, в России в последние годы скорее произошёл откат от ранее завоёванных позиций. Да, в 90-е и в начале нулевых общественный контроль был далеко не идеальным и нуждался в развитии, но его элементы были. А что мы имеем сейчас? Российские выборы — с их разнообразными фильтрами, использованием административного ресурса и прямыми фальсификациями — может назвать свободными, равными и честными только закоренелый оптимист и ещё по должности — член ЦИК.
Последний общенациональный референдум был проведён в 1993 году, а в последние годы этот высший институт народовластия де-факто ликвидирован. Как ликвидировано на практике и местное самоуправление.
Муниципальная власть избирается лишь на уровне самого нижнего звена депутатов и к тому же финансово обезвожена.
Независимые, свободные СМИ можно пересчитать по пальцам. Остающийся пока относительно свободным интернет власти упорно пытаются поставить под контроль любыми средствами — от блокировок сайтов и мессенджеров до уголовного преследования за лайки и репосты.
Независимые, свободные СМИ можно пересчитать по пальцам. Остающийся пока относительно свободным интернет власти упорно пытаются поставить под контроль любыми средствами — от блокировок сайтов и мессенджеров до уголовного преследования за лайки и репосты.
Про независимую судебную систему вам могут в красках рассказать фигуранты многих политических дел, а также лишающиеся собственности предприниматели.
Нормальный эффективный контроль общества над властью подменяется разного рода декоративными и номинальными институтами типа Общественной палаты, ОНФ и общественных советов при ведомствах, где начальники сами назначают себе контролёров.
Убеждён, что или в России будет создан общественный контроль над властью, или страну ждёт долгая социальная и экономическая стагнация.
Андрей Нечаев
Комментариев нет:
Отправить комментарий